О подростковом суициде

Автор: Admin от 6-03-2017, 09:12, посмотрело: 333

0
По данным ВОЗ, ежегодно в мире кончает самоубийством более 500 тысяч человек. Число же суицидальных действий значительно больше и исчисляется миллионами. Наиболее высокий уровень самоубийств в ФРГ, ГДР, Австрии, Дании, Швейцарии, Венгрии, Чехословакии; более низкий - в Болгарии, Ирландии, Испании, Индии. Россия в последние годы лидирует по количеству самоубийств на сто тысяч населения.

О подростковом суициде


Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Практически все смертные случаи в этом возрасте относят к несчастным случаям. В первую очередь это связано с самим определением самоубийства как действия, совершенного самим пострадавшим, если тот знал об ожидавших его результатах. Дети до 11 лет представления и понимания того, что такое смерть практически не имеют, поэтому самоубийство как таковое совершить не могут.
Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Случается, что пяти- шестилетние дети шантажируют своих родителей тем, что бросятся под машину, если им не купят игрушку, что выпрыгнут из окна, если мама будет заставлять есть кашу и так далее, примеров можно приводить бесконечное количество.
Пик суицидальной активности приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет). Многие специалисты считают, что суициды — это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не редкостью являются коллективные самоубийства, совершаемые либо группой подростков одновременно, либо одним вслед за другим (так называемые «скопированные» самоубийства, в основе которых лежит механизм подражания и внушаемость).
Подростки, возможно, представляют себе смерть чем-то вроде уютного укрытия, сладостного покоя, долгого сна. Они думают о самоубийстве в словах песни из кинофильма Роберта Олтмана "Мэш":
"Самоубийство безболезненно, и оно приносит много перемен".

• 16-летняя девушка приняла снотворные таблетки, но предупредила подругу, чтобы та позвонила в скорую.
• 15-летняя девушка вбежала в спальню к родителям, и на их глазах порезала себе запястье.
• 16-летний мальчик прыгнул с моста. Кто-то успел позвонить в полицию, самоубийцу вытащили из реки, откачали, и врач спросил его, о чем он успел подумать, когда летел с моста? Мальчик сказал: "Я расхотел умирать".
• 15-летнюю девочку, выздоравливавшую после попытки самоубийства, спросили: "Неужели ты правда хотела умереть?". И она сказала: "Я хотела побыть мертвой, пока мне не исполнится 18.

На подростковые самоубийства серьёзное влияние оказывает информационная перегруженность, прессинг родителей, учителей и сверстников, постоянно заставляющий быть первыми в учёбе, в любви, в дружбе, в финансовом благополучии. В современном обществе роль подростка если и определена, то очень смутно. У него уже нет тех прав, что есть у детей, и еще нет тех прав, что есть у взрослых, зато уже есть почти все обязанности, которые возлагаются на взрослого. Цель быть всегда первым насаждается и навязывается, от этого стереотипа подростку никуда не деться и он по мере своих сил старается ему соответствовать. Если быть первым не удаётся, у подростка снижается самооценка, ни он, ни общество оказываются не способными спокойно принять поражение. Также существует версия, связанная с ранним вступлением подростка в половую жизнь, - половая скороспелость, простимулированная современными СМИ, обусловленная скорее не готовностью к половой жизни, а любопытством и стремлением доказать сверстникам свою «взрослость». Это развенчивает так называемый «ареал любви и такое разочарование иногда имеет трагический исход.
Такова статистика причин подростковых самоубийств:

• 19,5% - конфликты со сверстниками
• 12% - из-за неразделенной любви.
• 5% - подростки, подлежащие уголовному наказанию
• 3,5% – на почве школьных(!) конфликтов

Предпосылки, которые могут подготовить почву для самоубийства у подростка, заключаются в следующем:
• дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;
• деформация ценностных ориентаций (несоответствие потребностей возможностям);
• отрицательное влияние ближайшего окружения;
• зависимость подростка от референтной группы;
• различные формы насилия по отношению к ребёнку, в том числе в семье;
• эмоциональная неразвитость;
• недостаточная правовая информированность;
• незнание социальных норм;
• развод родителей;
• смерть близкого человека;
• низкая досуговая культура;
• особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);
• психическое заболевание и т.д.
От 6 % до 13 % подростков указали при опросах, что они хотя бы раз в жизни пытались покончить с собой.

Одной из главных особенностей подросткового суицида может считаться спонтанность, суицид без долгого вынашивания планов. Нельзя говорить о том, что это совершенно не свойственно для взрослых, но подростки, чья психика еще не устоялась, чья самооценка не утвердилась, которые подвержены влиянию со стороны окружения, часто крайне эмоциональны и импульсивны, что ведет к необдуманным поступках, которые не характерны для среднего взрослого человека. Взять хотя бы несколько примеров:

• 13-летний мальчик застрелился вечером того дня, когда ему надели на зубы шинку.
• 14-летняя школьница повесилась через минуту после того, как отец не разрешил ей смотреть по телевизору фильм "Камелот".
• 16-летний техасец Джастин Спунауер покончил с собой в день святого Валентина, когда он не получил от одноклассников ни одного цветка.

В последнее время большой угрозой для детской психики являются интернет – сайты, пропагандирующие и призывающие к суицидам. За последние 6 месяцев с ноября 2015 по апрель 2016 г. в России было совершено 130 суицидов среди подростков. Все они были подписчиками определенных групп. С детьми в этих социальных сетях работают очень умело, подталкивая к мысли о суициде. Используют все, музыку, стихи, фотографии и рисунки с суицидальной тематикой. Картинки: рельсы, надвигающийся поезд с надписью «этот мир не для нас». Фото: дети на крышах с надписью «мы дети мертвого поколения»…[ 4 ]
Мама 12 девочки, которая совершила суицид, вспоминает, что ее дочь в последнее время рисовала красивых бабочек и китов. Как выяснилось позже, она входила в группу под названием «РАЗБУДИ МЕНЯ В 4:20». В этой группе на первый взгляд была безобидная символика, но в группе она была наделена особым смыслом: бабочки живут один день, а киты выбрасываются на берег и погибают. Девочка просыпалась в 4:20 утра, заходила на свою страницу и до 6 часов слушала странную угнетающую музыку, читала цитаты о смерти, смотрела кровавые видео.
Суицидальное поведение молодежи, принимающее в последнее время все более угрожающие масштабы, — результат взаимодействия различных факторов и сил: экономических и социальных, культурных и экологических, демографических, психологических и проч. Имущественное расслоение и социальное неравенство, бедность и безработица, маргинализация и политическое отчуждение широких слоев молодежи, распад семейных и групповых связей — таковы глубинные предпосылки формирования девиантности в молодежной среде.


Категория: ---

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.